#Повышение_Мастерства
#Мнение_Автора
Автор: Марион Элвик
ТРЕХЧАСТНАЯ СТРУКТУРА СЮЖЕТА
Суровая писательская действительность такова, что даже самый гениальный сюжет может быть бескомпромиссно отвергнут читателем, если преподнесен в нудной, неинтересной или плохо проработанной форме. Поэтому перед каждым автором стоит непростая задача: не просто придумать оригинальную и яркую историю, но еще и суметь захватить внимание своей аудитории от первых и до последних строк. Как же этого добиться?
Ответ на этот вопрос мы обнаружили, продолжая исследовать знаменитый труд "Как хороший сценарий сделать великим", ставший своего рода азбукой для современных сценаристов. В нем приводится простая, но довольно эффективная схема, названная "Трехчастной структурой". Основная суть этой схемы заключается в условном делении истории на три главные части: начало, середину и конец, т.е на завязку, развитие и развязку. Если вам кажется, что нечто похожее вы уже слышали на уроках литературы в школе, то вы совершенно правы. Линда Сегер вовсе не собиралась заново изобретать велосипед, и, как показывает практика, самыми лучшими рецептами писательского мастерства оказываются именно те, что давно проверены временем. Госпожа Сегер лишь немного изменила известную схему, добавив в нее две промежуточные составляющие, названные поворотными событиями.
Если представить всю структуру графически, то выглядеть она будет примерно так:
Завязка ―> (1-е поворотное событие) ― Развитие ―> (2-е поворотное событие) ―> Развязка
ЗАВЯЗКА
Значение этой составляющей трудно переоценить, потому как от первой части целиком и полностью зависит, выйдет ли история понятной и интересной для читателя. Завязка должна дать определенное направление, в котором будет развиваться сюжет. Она завязывает ситуацию в сюжетную линию. Что же должна включать в себя первая часть, чтобы достигнуть своего предназначения?
Во-первых, необходимо понимать, что главный смысл завязки в том, чтобы предоставить всю необходимую информацию для того, чтобы история начала двигаться. Каковы правила игры? О чем история? Где она происходит? Кто ее главные герои? Почему они здесь? Какова предыстория каждого из них? В завязке автор должен нарисовать полную и четкую картинку, отвечающую на все эти вопросы. Другими словами, автор должен ввести читателя в свой мир и дать ему возможность понять его законы. И, конечно же, такие разъяснения следует дать до начала активных событий сюжета, иначе результатом будет непонимание читателем того, что происходит, и, естественно, мешающее восприятию раздражение.
Во-вторых, в развязке должен содержаться катализатор, т.е. отправная точка сюжета, с которой и будет развиваться основное действие. Например, что-то случилось: землетрясение, убийство, E-mail от кредиторов, мрачный монтер Петров вешается на проводе – и – бац! – с этого момента история получает развитие. Читателю уже примерно ясна главная нить сюжета.
Также катализатором может выступить диалог, вернее, та его часть, в которой главный герой получает необходимую информацию, объясняющую предмет истории (например, женщина сообщает, что у нее рак легких; или мужчина звонит в офис узнать о своем повышении, а вместо этого, выясняет, что он уволен и т.д.). В другой ситуации функцию катализатора может исполнить целая ситуация, к которой читателя постепенно подводят. Так или иначе, катализатор должен вырывать героев из привычного уклада их жизней и втягивать в задуманные автором события.
Ну, и в-третьих, завязка должна ставить перед читателем центральную проблему, которая будет разрешена к финалу.
Из всего изложенного следует, что первая часть должна быть насыщенна действием. Между завязкой и первым поворотным событием должна произойти масса всего, необходимого для понимания ситуации, характеров героев, а также преследуемых ими целей.
ПОВОРОТНЫЕ СОБЫТИЯ
Хороший сюжет интересен, прежде всего, неожиданными, парадоксальными ходами. Если история развивается по прямой, от катализатора до кульминации и развязки, без каких-либо неожиданностей, то интерес читателя быстро угаснет. Во избежание таких неприятных явлений, необходимы какие-то существенные, кардинальные повороты, резко меняющие направление сюжета, а стало быть, делающие его менее предсказуемым. Именно такие ходы и называются "поворотными событиями". Одно – в начале второй части, и второе – в начале третьей.
В чем заключаются основные цели первого поворотного события:
1) Придает сюжету новое направление развития;
2) Ставит новую проблему и заставляет читателя мучиться в догадках;
3) Часто это момент принятия решения героем;
4) Усиливает риск;
5) Дает толчок развития истории в следующей части;
6)Вводит читателя в новые обстоятельства и по-новому освещает происходящее.
Второе поворотное событие выполняет те же функции, что и первое, т.е. оно также меняет направление развития сюжета и связывает между собой вторую и третью части. Однако оно имеет одну дополнительную функцию – ускорить действие. Второе поворотное событие делает третью часть более интенсивной и напряженной, тем самым подталкивая историю к развязке. Каким образом?
Иногда второе поворотное событие выполняет роль тикающих часов, подключенных к мине: «Ну-с, Джеймс Бонд, теперь в вашем распоряжении только шесть часов. А потом я взрываю Париж».
В других случаях оно содержит в себе два момента действия: очень часто сначала – полнейшая безнадежность ситуации, а затем – вдруг появляется выход, возможность решения проблемы.
РАЗВЯЗКА
Второе поворотное событие приводит историю к кульминации, т.е. к наивысшей точке эмоционального напряжения во всем произведении. Именно здесь добро и зло сходятся в решающем поединке, здесь герои дают и получают ответы на все волнующие вопросы, и именно здесь происходит то самое событие, ради которого и задуман весь сыр-бор. После этого история получает свое логическое завершение.
Стоит уточнить, что когда происходит кульминация, по идее, добавить больше нечего, финал произошел, поэтому следующая за ней развязка – это не время открытия каких-то тайн и разрешения главных проблем. К этому моменту история должна быть полностью исчерпана, и в развязке остается лишь окончательно свести концы с концами, чтобы произведение вышло цельным и законченным.
Возможные ошибки и их решение
В завершение темы, Линда упоминает несколько распространенных проблем или "провисов", связанных с применением вышеизложенной схемы: слишком затянутая завязка; поворотное событие случается слишком рано или, наоборот, слишком поздно; слишком затянутая развязка и т.д. Все эти ошибки одинаково плохо сказываются на общей картине сюжета и неизменно понижают читательский интерес. Чтобы избежать подобного в ваших работах, Сегер советует анализировать их с помощью следующих вопросов:
1) Изобразительна ли завязка? Дает ли она представление о стилистике и настроении картины?
2) Есть ли у Вас хороший катализатор? Достаточно ли он силен и драматичен?
3) Отвечает ли на основной вопрос Вашего сценария кульминация? Ясен ли основной вопрос?
4) Поднимается ли этот вопрос при поворотном событии?
5) Достаточно ли ясно первое поворотное событие? Дает ли оно толчок действию?
6) Ясно ли второе поворотное событие? Дает ли оно толчок к кульминации?
7) Совпадает ли кульминация с финалом? Не затянута ли развязка?
Внимательный читатель бесспорно заметил, что в данной статье рассмотрены не все аспекты приведенной выше схемы. О развитии сюжета, т.е. о части между первым и вторым поворотным событием, стоит поговорить отдельно и уже в следующей статье.
© Основано на книге Линды Сегер "Как хороший сценарий сделать великим".